11 апреля 2014 Теория Что делать, если вам отказали в предоставлении информации?

 

Источник изображения: en.wikipedia.org

 Есть несколько видов нарушений права на доступ к информации:

  • нет ответа на запрос о предоставлении информации,
  • ответ содержит отказ в предоставлении информации,
  • ответ есть, но неполный,
  • вам не дают присутствовать на заседании коллегиального органа власти,
  • официальный сайт органа не содержит информации, которая там должна быть по закону.

Вы можете защитить своё право на доступ к информации тремя способами

1. Административный способ (жалоба вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган)

Преимущества:

  • срок подачи административной жалобы не установлен (ее можно подать в любое время после получения отказа);
  • ограниченный срок рассмотрения жалобы (1 месяц);
  • быстрое восстановление нарушенных прав в случае удовлетворения жалобы.

Недостатки:

  • порядок рассмотрения жалобы не установлен законом;
  • влияние фактора корпоративной солидарности;
  • жалоба рассматривается без участия заявителя.

2. Судебный способ (заявление в суд)

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и иных организаций могут быть обжалованы в судебном порядке.

Преимущества:

  • суд обязан рассмотреть заявление;
  • заявление рассматривается публично;
  • заявитель принимает участие в рассмотрении его заявления в суде;
  • порядок рассмотрения заявления в суде регламентирован законами.

Недостатки:

  • ограниченный срок подачи заявления (если право на доступ к информации нарушено органом власти или его должностным лицом, заявление в суд должно быть подано в течение 3 месяцев с даты, когда стало известно о нарушении прав);
  • длительность рассмотрения заявления в суде;
  • судебные расходы.

Более подробно о том, как подать заявление в суд, читайте в инструкции.

3. Контрольно-надзорный способ (жалоба/заявление в прокуратуру и контролирующие органы)

Прокуратура занимается надзором за соблюдением законодательства во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в сфере доступа к информации. С учетом этого, в прокуратуру можно подать жалобу во всех случаях нарушения права на доступ к информации. Образцы жалоб в прокуратуру ищите в инструкции.

Кроме того, существуют контролирующие органы, которые следят за соблюдением законодательства в отдельных сферах (и в рамках этих сфер они, в том числе, контролируют соблюдение права на доступ к информации). Следовательно, жалобы на нарушение права на доступ к информации в эти органы можно подать только в том случае, если нарушение относится к соответствующей сфере (что не отменяет возможности обратиться в прокуратуру).

Вот примеры некоторых контролирующих органов и их компетенции в части контроля за соблюдением права на доступ к информации:

  • Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) — сюда можно подать жалобу по вопросу нарушения доступа к информации в сфере защиты прав потребителей;
  • Государственная жилищная инспекция — сюда можно подать жалобу по вопросу нарушения доступа к информации в жилищной сфере (ЖСК, ТСЖ и пр.);
  • Государственная противопожарная служба — сюда можно подать жалобу по вопросу нарушения доступа к информации в сфере пожарной безопасности;
  • Государственная инспекция труда — сюда можно подать жалобу по вопросу нарушения доступа к информации в сфере трудовых взаимоотношений;
  • Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) — сюда можно подать жалобу по вопросу нарушения доступа к информации в области стандартизации и сертификации товаров и услуг.

В Российской Федерации действуют также десятки иных контролирующих органов, информацию о которых Вы можете найти в интернете. Определить, в какой орган и с каким вопросом нужно обращаться, поможет сайт государственных услуг, официальные сайты государственных органов и различные интернет-ресурсы для отправки жалоб, такие как kuda-komu.net.

Преимущества:

  • срок подачи жалобы/заявления не установлен (ее можно подать в любое время после получения отказа);
  • ограниченный срок рассмотрения (1 месяц);
  • порядок рассмотрения жалобы/заявления установлен законом.

Недостатки:

  • длительное восстановление нарушенных прав;
  • жалобы/заявления необязательно рассматриваются с участием заявителя;
  • представление прокурора/предписание контролирующего органа могут быть оспорены в судебном порядке.

Для защиты нарушенного права на доступ к информации Вы можете выбрать любой из перечисленных способов. Образцы жалоб и заявлений в суд и надзорные органы вы можете найти на нашем сайте. 

Обсудить

Обсуждение

Еще никто не оставил комментарий к этому материалу