15 апреля 2014 Теория Какими способами обеспечивается доступ граждан к информации?

 

Органы власти обязаны давать гражданам доступ к официальной информации. Это регулируется федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Там фигурирует шесть способов донесения властями информации до граждан:

  • в СМИ
  • в интернете
  • в помещениях органов власти (или в иных местах, которые отведены для этих целей_
  • в библиотеках и архивах
  • в ходе заседаний коллегиальных органов власти
  • по запросу

Публикация данных в СМИ

Некоторую информацию власти обязаны публиковать в СМИ. В частности:

  • тексты принятых законов и нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов;
  • информация об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • информация о государственных (муниципальных) закупках или продаже/приватизации государственного (муниципального) имущества;
  • решения Конституционного Суда;
  • судебные решения о признании недействующими нормативных правовых актов (или сообщения о таких решениях).

Этот перечень не является исчерпывающим. В законах и иных нормативных правовых актах, а также в муниципальных нормативных актах в качестве необходимой для публикации в СМИ может быть закреплена иная информация.

Размещение информации в сети Интернет

У органов власти должны быть свои официальные сайты в интернете (ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). Исключение составляют лишь органы местного самоуправления, которые могут размещать информацию о своей деятельности на сайте муниципального образования или сайте субъекта РФ (например, на сайте регионального правительства или законодательного собрания).

Аналогичная обязанность установлена для судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ в ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Информация о деятельности органов власти, размещаемая в сети Интернет

Государственные органы и органы местного самоуправления в обязательном порядке должны размещать на своих сайтах следующую информацию о своей деятельности (ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»):

  • общая информация;
  • информация о нормотворческой деятельности;
  • информация об участии в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, о проводимых мероприятиях;
  • информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, о том, насколько защищено население и территории от чрезвычайных ситуаций на данный момент, какие приняты меры по обеспечению их безопасности;
  • информация о результатах проверок;
  • тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей;
  • статистическая информация;
  • информация о кадрах;
  • информация о работе с обращениями граждан;
  • информация о государственном (муниципальном) заказе;
  • иная информация, необходимость размещения которой установлена действующим законодательством.

На основании этого перечня органы власти самостоятельно утверждают более детализированные списки сведений, которые необходимо разместить на своих официальных сайтах (ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Обязанность органов власти размещать информацию в интернете может быть установлена и другими нормативными правовыми актами. Например, федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязывает налоговые органы публиковать сведения о юридических лицах. Закон «Об обращении лекарственных средств» регулирует размещение сведений о государственной регистрации лекарственных средств. Согласно «Положению об учете федерального имущества» в интернете публикуется реестр федерального имущества.

Законодательством также установлены требования к тому, каким образом должен обеспечиваться доступ к информации, размещенной на официальном сайте. Для федеральных органов исполнительной власти такие требования установлены Приказом Министерства экономического развития РФ от 16.11.2009 г. № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти».

Вот лишь некоторые из требований, зафиксированных в этом документе:

  • просмотр информации должен быть доступен без регистрации пользователя и предоставления персональных данных, без внесения платы и без необходимости скачивания платного программного обеспечения,
  • формат текстовой информации должен обеспечивать возможность поиска, копирования фрагментов текста средствами браузера («гипертекстовый формат»),
  • пользователю должна быть обеспечена возможность поиска и использования текстовой информации, размещенной на официальном сайте и т. п.

Информация о деятельности судов, размещаемая в сети Интернет

Суды размещают в интернете следующую информацию (ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»):

  • общая информация (наименование суда, территория, на которую распространяется юрисдикция суда, контакты, организационная структура, полномочия и т. п.);
  • информация, связанная с рассмотрением дел в суде (требования к форме и содержанию документов для обращении в суд и (или) образцы этих документов; порядок представления документов; сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины; сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера, наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, сведения о вынесении судебных актов (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено и т. д.); тексты судебных актов; сведения об их обжаловании и о результатах обжалования; порядок обжалования; порядок ознакомления с материалами дела; номера телефонов для справок);
  • тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные органы власти (для судов, обладающих правом законодательной инициативы — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ);
  • данные судебной статистики;
  • информация о кадровом обеспечении суда;
  • информация о порядке и времени приема граждан и представителей организаций, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, а также номер телефона для справок;
  • информация о государственном заказе.

Судебный департамент размещает в интернете общую информацию о своей деятельности и информацию об органах судейского сообщества.

К общей информации о Судебном департаменте, публикуемой в интернете, относятся:

  • полномочия и структура Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить справочную информацию;
  • перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Судебного департамента;
  • перечень органов Судебного департамента, их полномочия, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб этих органов;
  • фамилии, имена и отчества Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, его заместителей и руководителей органов Судебного департамента, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них;
  • федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии);
  • перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении Судебного департамента.

Информация об органах судейского сообщества, обязательная для размещения в интернете:

  • перечень органов судейского сообщества, действующих на территории Российской Федерации, и их полномочия;
  • перечень нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность;
  • решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.

Судебный департамент наряду с информацией, указанной выше, также размещает в интернете:

  • годовые отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ о деятельности Судебного департамента;
  • обзоры о деятельности судов общей юрисдикции, данные судебной статистики, публикуемые в средствах массовой информации;
  • сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов общей юрисдикции.

Орган Судебного департамента размещает в интернете следующую информацию:

  • общая информация об органе Судебного департамента (наименование, полномочия и структура, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона справочной службы; перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органа Судебного департамента; фамилии, имена и отчества руководителя органа Судебного департамента и его заместителей, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них);
  • информация об органах судейского сообщества, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (перечень органов судейского сообщества и их полномочия; перечень нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность; а также решения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий).

Конституционный Суд РФ, помимо этого списка, размещает на своем официальном сайте послание Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию РФ о состоянии конституционной законности в Российской Федерации.

Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ дополнительно размещают на своих официальных сайтах сведения о судебной системе Российской Федерации.

Тексты судебных актов судов общей юрисдикции часто публикуют в интернете не полностью: в целях безопасности из них исключают персональные данные, кроме фамилий и инициалов участников судебного процесса:

  • истца, ответчика, третьего лица;
  • гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного;
  • лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • секретаря судебного заседания;
  • судей, рассматривавших дело;
  • прокурора;
  • адвоката и представителя.

Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Без изъятия персональных данных публикуются следующие судебные акты:

  • решения Конституционного Суда РФ (ст. 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
  • решения судов о признании недействующими нормативных правовых актов (ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 196 Арбитражного процессуального кодекса РФ);
  • судебные акты конституционных (уставных) субъектов РФ;
  • судебные акты арбитражных судов.

Если в тексте судебного акта есть сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, при размещении актов в интернете эти сведения тоже исключаются.

НЕ размещаются в интернете тексты судебных актов, вынесенных по делам:

  • затрагивающим безопасность государства;
  • возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
  • о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
  • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;
  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции (факт родственных отношений; факт нахождения на иждивении; факт регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; факт признания отцовства и т. д.);
  • тексты судебных приказов (ст. 126 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Несмотря на то, что эта информация не размещается в интернете, заинтересованные лица имеют право получить акты по запросу. При этом запрошенные акты будут предоставлены лишь в той части, которая не содержит охраняемой законом тайны. Практически это означает, что в полученном документе будут изъяты все «секретные» фрагменты текста (например, зачеркнуты темным маркером).

Размещение информации в помещениях органов власти и в иных отведенных для этого местах

Органы власти, в том числе суды, размещают в своих помещениях стенды, электронные табло, информационные киоски и прочее, чтобы граждане могли ознакомиться с текущей информацией об их деятельности (ст. 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ст. 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). В помещениях госорганов размещают информацию:

  • о порядке работы органа власти и порядке приема физических и юридических лиц;
  • об условиях и порядке получения информации от органа власти;
  • о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;
  • о порядке присутствия в судебном заседании и мерах, принимаемых к его нарушителям, порядке пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными правовыми актами, может быть установлена иная информация, которую следует размещать в помещениях органов власти.

Ознакомление пользователей с информацией в помещениях, занимаемых органами власти, а также через библиотечные и архивные фонды

На усмотрение органа власти или муниципалитета гражданам может быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией об их деятельности в помещениях, занимаемых государственным органом или органом местного самоуправления. Порядок ознакомления также определяет орган власти. Однако если речь идет об органе местного самоуправления, у которого нет возможности размещать информацию о своей деятельности в интернете, то такой орган обязан обеспечить возможность ознакомиться с этой информацией в занимаемом им помещении (ст. 17 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Некоторая информация о деятельности госорганов хранится в библиотечных и архивных фондах. Ознакомление с такой информацией осуществляется в порядке, установленном законодательством об архивном и библиотечном деле, в частности:

Пользователь архива вправе:

  • обращаться к справочно-поисковым средствам (путеводителям по архивам, справочникам и т. д.) и получать информацию об этих средствах;
  • бесплатно получать оформленные в установленном порядке архивные справки и копии архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, пенсионным обеспечением, получением льгот и компенсаций;
  • свободно получать для изучения архивные документы, за исключением установленных законом случаев ограничения доступа к архивным документам (ст. 24, 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).

Помимо общих оснований для ограничения права на доступ к информации, архивное законодательство устанавливает и другие ограничения на доступ к архивным документам (ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»):

  • запрет на доступ к подлинникам особо ценных документов и к архивным документам, находящимся в неудовлетворительном физическом состоянии;
  • запрет на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, сведения, создающие угрозу для его безопасности, без письменного разрешения гражданина (его родственников, наследников) в течение 75 лет со дня создания документов.

Пользователь библиотеки вправе (ст. 7 Федерального закона «О библиотечном деле»):

  • бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;
  • бесплатно получать в общедоступных библиотеках полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
  • бесплатно получать в общедоступных библиотеках консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
  • бесплатно получать в общедоступных библиотеках во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
  • получать в общедоступных библиотеках документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.

Присутствие на заседаниях коллегиальных органов власти и в судебных заседаниях

Присутствие на заседаниях коллегиальных органов власти

На заседаниях коллегиальных органов вправе присутствовать любые интересующиеся лица, в том числе обычные граждане, представители СМИ, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления (ст. 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Это право дает возможность присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти (например, Правительство, Государственная Дума, Законодательное собрание, счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.) и коллегиальных органов, образованных в составе органов власти (например, совещательных органов, президиумов, коллегий, рабочих групп и т. п.).

При этом присутствие заинтересованных лиц на заседаниях органов власти осуществляется в соответствии с регламентами этих органов или иными нормативными правовыми актами, а также муниципальными правовыми актами.

В частности, орган власти может принять решение о проведении закрытого заседания в порядке, предусмотренном регламентом государственного органа, органа местного самоуправления. Например, Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом Российской Федерации, комитетом Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании (ст. 37 Регламента Государственной Думы).

Присутствие в судебных заседаниях

В открытых судебных заседаниях вправе присутствовать любые интересующиеся лица, включая представителей СМИ, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Закрытые судебные заседания проводятся только на основании мотивированного определения суда:

  • по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления ребенка,
  • при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела, либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина,
  • а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом (ст. 10 ГПК РФ, ст. 241 УПК РФ).

Лица, присутствующие на открытом судебном заседании, вправе делать рукописные заметки и вести аудиозапись, а также с разрешения суда вести фотосъемку, видеозапись и трансляцию судебного заседания по радио и телевидению (ч. 4 ст. 158 ГПК РФ, ч. 3 ст. 154 АПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ, ст. 54 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Порядок доступа в залы судебных заседаний и занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов (чаще всего такие акты размещены на сайте суда).

Обсудить (2)

Обсуждение

Дмитрий Д.

08 октября 2014 в 02:02

Хотелось бы прояснить вопрос с аудио-, фото- и видеофиксацией происходящего присутствующими на заседаниях коллегиальных органов гражданами.

Евгений Смирнов

Аудио-, фото- и видеофиксация являются способами получения информации, право на которую установлено Конституцией РФ (статья 29). Данное право может быть ограничено только федеральным законом. Такие законы, безусловно, есть. Но заседания, на которых обсуждается «секретная» информация, проходят в закрытых режимах без участия слушателей.

На практике можно столкнуться с попытками запретить фото- и видеосъемку со ссылками на ст. 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина». Однако такой запрет не будет законным, так как на съемку, которая проводится в открытых для свободного посещения местах или на публичных мероприятиях, согласие гражданина не требуется.

В целом, можно сказать, что запрет на аудио-, фото- и видеофиксацию на заседаниях коллегиальных органов возможен только в том случае, если это повлечет получение охраняемой законом тайны.